Данная статья создана исключительно из практики и наблюдений сотрудника компании ЛЕНПРОМСЕРВИС (ФРЕОН.СПб)
Итак, что же за такой фреон - некачественный?! И откуда его на данный момент (июнь 2022 года) столько на нашем рынке и какие это явление может вызвать проблемы в текущем периоде.
Немного предыстории. До примерно середины 2021 года, фреон по накатанной завозился в Россию официальными поставщиками- импортерами, не очень официальными тоже, сильных ценовых колебаний рынок не испытывал, разве что сезонный рост цены к лету или ее уменьшение в период больших поступлений. Все было более-менее стабильно пока гос. регуляторы (возможно по причине глобального контроля за разрушением озонового слоя), а возможно по причине желания взять под более жесткий "контроль" всего что имеет отношение к ГФУ и тд) не решили ввести такие новшества как квотирование поставок (распределение на нескольких игроков рынка количества ввозимого в страну фреона), а так же обязательное лицензирование. На лицензию подались многие, но получили по итогу заветную бумажку 70+ компании. Но! Казалось бы, сколько времени может занять процесс оформления и получения всех необходимых документов (лицензия выдается на каждый вид фреона отдельно периодом на 1 календарный год). Не знаю, будете ли Вы удивлены, но процедура заняла чуть больше чем пол года.. Непонимание ситуации начало давить на импортеров, успеют ли они привезти (ввезти) хладоны к сезону, получат ли "желаемую" квоту, сколько их товар будет простаивать на мягко говоря не дешевых таможенных терминалах если он уже был в пути, ведь без лицензии даже в порту не разгрузить контейнер.. Начало 2022 года вместе с непониманием ситуации ознаменовалось так сказать СВО на Украине, в связи с чем в течении месяца импортеры потеряли таких крупных перевозчиков как Маерск, CMA CGM и т.д. Оказывается не все операторы контейнерных перевозок могут перевозить грузы например 2-го класса опасности.. Так вот, перестали обслуживаться порты: Санкт-Петербург, Новороссийск, Калининград.. Как теперь везти газ когда появится лицензия? Наземный транспорт: ЖД, фуры.. а сколько будет стоить такая доставка?..
В итоге цена на тот же фреон R134a достигла в пике (у нас) 40000 рублей за баллон 13,6 кг. Перекупщики предлагали фреон на Авито и по 70000 руб в феврале-марте. Начался с одной стороны ажиотаж, а с другой конечный потребитель не торопился закупаться, так как психологически цена выглядела весьма не адекватной, а поставщики каждый день соревновались в повышении цен.
А что получается когда на что то имеется спрос, но цена не соответствует всеобщим требованиям? Да, появляется черный рынок, образовывается огромное количество предложений по не очень легальному ввозу, армия китайцев и наших земляков атакует всех кто где то в интернете хоть как то связан с торговлей фреоном. Появляются каналы по ввозу фреонов через Казахстан, Киргизию, Грузию и тд.. низкая цена предложений (заказчик хочет подешевле, но какими средствами достигается эта дешевизна..), а так же отсутствие какого либо понимания у многих- "какой" может быть фреон из Китая и как его проверить, различные маркировки, документы и т.д. В большинстве случаев ввоз осуществлялся под уже имеющиеся документы, сертификаты и т.д. Газ шел днем и ночью..
По итогу на сегодня мы имеем наводненный рынок не просто контрафактом, но и отличающимся (местами я бы с натяжкой назвал удешевленным) от привычного нам фреона продуктом. С чем мы периодически сталкиваемся: Самое безобидное и легко выявляемое, правда уже при использовании, это "минералка"- это когда при открытии клапана мы получаем напор воды, а не фреона в жидкой фазе). Это конечно чаще внутренняя история мошенничества (Это вообще отдельная тема для доклада!) связанная с ажиотажем и ростом цен. Далее так называемый эко фреон, то есть мы имеем смесь фреона 134 с пропаном. Холодильщики говорят что вообще это не прям супер страшно, но если вдуматься как эта смесь воспламеняется (возможно при утечке или дтп, или банальном не соблюдении ТБ при сервисном обслуживании ), то становится страшно.. в общем тема не безопасная! Далее самый популярный вариант это смесь, где 134-го фреона вы получите максимум треть, остальное это 22-й и 12-й хладон.. проблема там вероятно кроется в избыточном давлении, так как некоторые товарищи уверяют, что супер фреона достаточно залить в систему всего-лишь треть от нормы и все будет так же работать но экономия на лицо! А если нам не известен состав данной смеси!? Сколько тогда насос у нас проработает в автомобиле..
Сегодня мы сталкиваемся с постоянными обращениями по сервису станций по заправке кондиционеров, почти каждый день. Вылетают они после заправок трех: летят резинки-уплотнители, насосы.. ремонт сложный в плане того что на дворе сезон- очередь, запчастей не много (Итальянцы это вообще отдельная история ) и зачастую цены на них достаточно высокие.. хотя и не все итальянцы- это итальянцы) Так же появляются проблемы и у заправленных таким фреоном автомобилей. А там цены в связи ситуацией на рынке запчастей на ремонт вообще жуть!
В общем возможно мы знаем не все что сейчас циркулирует на фреоновом рынке России из города в город, по низким ценам и наоборот немного завышенным для привлекательности. Но мы точно знаем, как провести анализ и экспертизу фреона, сколько это стоит и какие приборы необходимы; какие документы должны быть у поставщика/импортера, а какие уже не выдаются; под какими брендами заходит "некачественный" фреон и многое другое.
В общем мы рекомендуем Вам не менять поставщика, проверенного годами, брать только проверенный фреон (возможно у вас есть предпочтения по брендам), ну и если Вам нужны консультации по данному вопросу, не стесняйтесь, обращайтесь - подскажем!)
И на последок, самый популярный поддельный фреон в РФ на данный момент будет в таких коробочках:
Будьте осторожны!!! и остерегайтесь подделки!
Просим прощения за возможные синтаксические и речевые ошибки)